Чёрный лак, на котором распускаются разноцветные полевые и садовые цветы, часть которых загадочно утопает в тени, а другая высвечена ярким сиянием, давно уже ассоциируется с жостовскими подносами. Задачей нашей статьи является не только познакомить вас с историей зарождения этого промысла, но и показать, что Жостово — это не только подносы.
Жостовская фабрика декоративной росписи
Народные промыслы России — наша история и культура. Это искусство, которое охватывает много направлений: быт, фольклор, музыку, танцы. Одним из масштабных направлений в народных промыслах является художественная роспись. Такой вид искусства различается по региональной принадлежности или стилю. Мы расскажем вам об основных популярных направлениях художественной росписи русских народных промыслов. Изделия, выполненные в этих техниках, вы можете найти и купить на нашем сайте.
История возникновения росписи по дереву уходит в глубину веков — она возникла тогда, когда возникла сама живопись — более 30 тыс. Человек украшал предметы быта и стены своих жилищ в целях внести в жизнь красоту и запечатлеть происходящие с ним события. Дерево всегда являлось самым доступным для отделки материалом - и именно роспись по дереву формировала изобразительное искусство и человеческую культуру вообще. К сожалению, дерево обладает меньшей долговечностью, чем, например, камень, поэтому до наших дней дошла лишь небольшая часть образцов деревянной росписи. История возникновения росписи по дереву на территории нашего государства также насчитывает немалое количество веков. Корни этого искусства — в архаичных языческих временах.
История Жостовского промысла восходит к началу ХIХ века, когда в ряде подмосковных сел и деревень бывшей Троицкой волости ныне Мытищинский район Московской области — Жостово, Осташково, Хлебниково, Троицком — возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше. Возникновение жостовского расписного подноса связывается с фамилией братьев Вишняковых. В прейскуранте Вишняковых значилось: «Заведение братьев Вишняковых лакированных металлических подносов, сухарниц, поддонов, из папье-маше шкатулок, портсигаров, чайниц, альбомов и проч В самобытном искусстве жостовских мастеров реалистическое ощущение живой формы цветов и плодов сочетается с декоративной обобщенностью, родственной русской народной кистевой росписи на сундуках, берестяных туесах, прялках и т. В его основе лежали старые разработки декоративных цветочных композиций с набором садово-полевых цветов «собранный букет», «букет в раскидку», гирлянда, венок. Широкой кистью художник набрасывает композицию букета на рабочей поверхности подноса.